Интервью
Алексея Макарова газете «Московский комсомолец»
Русский Брюс Уиллис
Алексей
МАКАРОВ: “Если во что-то упрусь рогом, то доиграю ситуацию до конца”
04.12.2004
00:00 Андрей
ТУМАРКИН CУББОТНЯЯ ВСТРЕЧА |
Кадр из фильма |
Сегодня в
“Пушкинском” премьера нового российского боевика “Личный номер”. Боевые
действия в “горячих точках”, захват заложников в столичном цирке, угроза
ядерного взрыва в Риме, где проходит политический саммит. Эти и многие другие
события тесно переплетены с судьбой майора российских спецслужб Алексея
Смолина. Он не хотел этой войны, но в плену у бандитов его маленькая дочь...
Роль майора
Смолина сыграл Алексей Макаров, известный по картинам “Ворошиловский стрелок”,
“В движении”, “Ростов-папа” и многих других. За день до премьеры Алексей
встретился с обозревателем “МК”.
—
Алексей, расскажи о своем герое — майоре Смолине. Известно, что у него есть
реальный прототип.
—
Есть, но меня с ним не знакомили. Видимо, сознательно. Чтобы я не зацикливался на каких-то вещах. Кино — это кино. Мне нужно
было самому придумать моего героя, наделить его определенным характером. Хотя
человек этот, офицер Алексей Галкин, действительно уникальный. Он был контужен,
попал в плен, пережил страшные пытки. И все-таки сумел выбраться, вернуться
домой. Как он умом не тронулся? Не понимаю...
Кого
я сыграл? Человека, который хочет отмыться от той грязи, в которую его окунули
по полной программе. Он хочет реабилитироваться как в своих глазах, так и в
глазах товарищей. Самое страшное, когда от тебя
отворачиваются близкие люди.
—
В тебе что-то есть от майора Смолина?
—
Наверное, упертость. Смолин, он как бультерьер. Вцепился в ситуацию и пошел-пошел-пошел.
Дорубил ее до конца. И я такой же. Если во что-то упрусь рогом, то доиграю
ситуацию до конца. Как в профессии, так и в жизни. Надо сказать, не самая
лучшая черта характера. Частенько вредит. Но тут ничего не попишешь. Я сожалею,
отряхиваюсь и иду дальше.
—
“Личный номер” показывали европейским прокатчикам, которые сравнили тебя с
Расселом Кроу. А на пресс-конференции в Москве кто-то
окрестил отечественным Брюсом Уиллисом. Сам бы на кого хотел походить?
—
Только на самого себя. Любому артисту не понравится, когда его с кем-то
сравнивают. Артисты в хорошем смысле слова люди тщеславные. Я не исключение.
Больше всего боюсь после этого фильма остаться в сознании зрителей суперменом.
Такой, знаешь ли, зубодробительной машиной убийства.
—
Зачем тогда согласился сниматься?
—
Ну как? Относительно молодому артисту звонят продюсеры
и предлагают работу в масштабном крупнобюджетном
проекте. Не знаю, кто бы смог в данной ситуации отказаться. Работа мне
показалась интересной. Я знал, что будут большие финансовые вливания и одной
компьютерной графикой дело не ограничится. Мне объяснили, что все будет
по-честному, вплоть до битых самолетов.
И
еще один важный момент. После окончания съемок в “Личном номере” я снялся в
двух диаметрально противоположных проектах, которые выйдут в прокат весной.
Зритель в них увидит совершенно другого Алексея Макарова. Я говорю о картине
Ларисы Садиловой “Требуется няня”. Если в двух словах: в
семью приходит няня, и в доме все переворачивается с
ног на голову. Очень радовался, когда работал. Никакой стрельбы, никакой
беготни.
А
вторая работа — проект Бориса Токарева “Тихий московский двор”. Сыграл такого
забавного персонажа по имени Джордж. В нем опять же нет ничего общего с
“крепким орешком”. Просто человек безумно любит женщину и во имя этой любви
совершает совершенно чудесные поступки.
Знаешь,
я и раньше боялся стать заложником одной роли. После картины Говорухина
“Ворошиловский стрелок”, где сыграл такого конкретного ублюдка.
На премьере подумал: “Все. Теперь этот образ навсегда приклеится”. Жизнь
показала, что я ошибался.
—
Ты ведь уже играл супермена. Я про картину “Чек”.
—
Да, мне там по кайфу игралось. За “Чек” мне перед
собой не стыдно.
—
А как угораздило на съемках “Личного номера” ногу сломать?
—
Ох, так смешно все получилось! Сцена-то пустяковая была. Прыгаю с
бронетранспортера на гофрированный бетон. Семь дублей сделали. Режиссер
говорит: “Все нормально”. А я вдруг заартачился: “Слушай, мне не очень
понравилось. Давай закрепим успех”. Вот и закрепили... Прыгнул я в восьмой раз.
Выключили камеру, убрали свет. Делаю пару шагов, и вдруг у меня нога просто
подгибается. Врачи сказали: так называемый маршевый перелом. Это когда после
длительного отсутствия физических нагрузок кость вдруг не выдерживает и
трескается. У меня как раз перед этой съемкой было три недели отпуска.
Расслабился на свою голову. (Улыбается.)
—
Кстати, как обычно расслабляешься?
—
Если честно, люблю с книжкой на диване поваляться. Самое милое дело. Люблю с
друзьями время проводить. Например, с семьей Паши Майкова.
Я с ними просто душой отдыхаю. Кстати, я крестный отец его сына, которому 14
декабря исполняется год. Так что у нас впереди замечательная дата. Еще с
семейством Миши Горевого очень плотно общаемся. Ну и
пара школьных приятелей, с которыми дружим лет двадцать.
Как
отдыхаем? Чаще всего это обычные посиделки. Когда вокруг все свои, можно
расслабиться и не думать, что сейчас лепишь. Друзья всегда поймут и простят.
Вот так и отдыхаем. Картинги, боулинги, бильярды мы уже отбушевали. Сейчас
появилась идея по поводу горных лыж. Не знаю, чем все это закончится...
—
В последнее время ты часто отказывался от интервью. Почему?
—
Надоело постоянно слышать один и тот же набор вопросов. Я знаю 10 вопросов,
которые мне зададут при любых обстоятельствах. Например: “Как мама отнеслась к
вашему поступлению в ГИТИС?”. Про наши с мамой отношения я разговаривал со
всеми, кто приезжал ко мне на интервью. Позиционировали меня очень просто:
“Алексей Макаров — сын Любови Полищук”. В какой-то момент я понял, что все
пошло по кругу. Вот и пришлось как-то самоустраниться.
—
Мама “Личный номер” еще не видела?
—
Нет. И, к сожалению, на премьеру в “Пушкинский” тоже не попадет. Ей совершенно
неожиданно назначили съемку на этот вечер. Не знаю, как она среагирует на
“Личный номер”. Как любой женщине, ей не по душе взрывы и мордобой.
Она не оценит летающий по Ленинскому проспекту броневик и угробленный
“Ил-
Надо
сказать, мама весьма корректно высказывает свои замечания. Она прекрасно знает,
как легко обидеть артиста. В целом ей нравится все, что я делаю. Недавно мы
были на одной телепередаче, и мама громогласно заявила, что ей очень нравится
артист Макаров. Мне это как маслом по сердцу.
—
Какой самый ценный совет ты от нее получил?
—
Похудеть! (Смеется.) Это я сейчас порядка центнера вешу. В былые времена
случалось и поболее. Просто сейчас есть свободное
время, и я хожу в фитнес-центр. Благо он в пяти
минутах от дома. Тренажерный зал, бассейн, сауна. Я там натурально кайфую. Что еще нужно человеку после напряженного рабочего
дня?!
—
Как он, кстати, обычно складывается?
—
Как у любого артиста. Утром приходит машина и везет на съемку. Хорошо, если
утром, а не в ночь. Иногда я уезжал из дома на
рассвете и возвращался только через сутки. А если параллельно два проекта
снимаются?
Помню,
пару лет назад была ужасная ситуация. Я снимался в четырех картинах
одновременно. Жил в машинах и поездах между Москвой, Минском, Рязанью и Ярославлем.
Так продолжалось два с лишним месяца. Пару раз я вякнул,
что так больше продолжаться не может. Все. Не могу. Устал. После этого пара
близких мне людей, в том числе мама, спросили: “А что ты хотел? Ты же мечтал
быть актером? Вот и молчи”. И я моментально потух.
В
обычной жизни я от режима мало завишу. Могу завалиться домой часа в 4 утра,
равно как и подняться. Все как у всех. Я сейчас одну вещь скажу, может быть, не
в свою пользу. В каком-то художественном фильме постперестроечного периода один
уважаемый артист сказал кому-то: “Артист — это ребенок с навсегда ушибленным
самолюбием”.
—
Тоже так думаешь?
—
Артист — это человек, которому хочется быть разным. То есть у него полное
отсутствие упорядоченности, какой-то ежедневной бытовухи. Артист не может прийти в назначенное время
на работу, по звонку ее закончить, после чего вернуться домой и воспитывать
детей. Это на самом деле так. Думаю, и к журналистам это тоже относится.
Сбегаете, поди...
—
Да уж. Что верно, то верно. Ну а поклонницы тебя не сильно раздражают?
—
У меня пока не такой звездный статус, чтобы мне разрисовывали стены в подъезде
или обрывали телефон. У меня была замечательная роль — царя Ирода в спектакле
Театра Моссовета “Иисус Христос — суперзвезда”. Вечером выходишь, а на
служебном входе тебя встречает много девушек. У них настоящий фан-клуб, своя тусовка в
Интернете. В принципе мне все это нравилось. Случаются, конечно, переборы.
Как-то стояли с Настей Стоцкой и Пашей Майковым. Подошла девушка с фотоаппаратом. И в течение 15
минут реально не давала нам сказать ни слова. Такое ощущение, что она нас
купила и теперь активно распоряжается покупкой. Я пытался ей что-то сказать, но
бесполезно! У нее были совершенно круглые стеклянные глаза. Ужас!
—
Вопрос на засыпку. О чем думаешь перед сном?
—
Да так, мечтаю... Последнее время все больше о создании семьи. Наблюдаю, как
многие мои друзья переженились, как у них появились дети... У меня же пока
семьи и детей нет. Так что все мысли в эту сторону направлены. Я вообще заметил,
что мечты имеют обыкновение сбываться. Мечтал сняться в блокбастере
— снялся. Мечтаю о семье — она у меня будет. Отсюда делаем вывод — мечтать надо
осторожно.
—
А домик в деревне не хочешь?
—
Почему нет? Очень даже возможно. Но уж если строить, то так, чтобы в нем было
уютно. Но для этого надо еще “денежков”
подзаработать.
—
Вроде бы сейчас в кино нормально платят.
—
Лично мне грех жаловаться.
—
Просто ты когда-то признался, что стыдно 27-летнему парню жить за мамин счет.
—
Это правда, так и было. В 1994 году, после окончания
института, я плавно перетек в труппу Театра им. Моссовета. Работаю себе
потихонечку. Жизнь прекрасна и удивительна. Вот, думаю, сыграю сейчас все на
свете, заработаю мешок денег и кучу поклонниц, а потом еще не будет отбоя от
предложений сняться в кино... Дудки! Свою удачу в театре я ждал 8 лет. А
поскольку зарплата в театре, существующем на государственную дотацию, около 150
долларов в месяц, то частенько приходилось обращаться за помощью к маме. А я
все ждал чего-то, ждал. И вдруг мне 29 лет, и я понимаю, что проходят лучшие
годы моей жизни. Благосостояния нет, имени нет. Жизнь проходит, а киснуть можно
бесконечно. Можно долго ждать, а потом в 40 лет сыграть Ромео...
Короче,
в тот же день я написал заявление об уходе. Ушел в
никуда, имея в кармане заначку в 400 долларов. Многие
говорили, что не надо делать резких движений. Но вроде бы Олег Евгеньевич
Меньшиков сказал, что уходить надо сразу и без оглядки. Только тогда кривая
судьбы вынесет. Вот я и рискнул. Тяжело поначалу было. Но потом вдруг одно
предложение, второе, третье. Неожиданно я понял, что активно участвую в жизни
замечательного киноконцерна “Мосфильм”. Меня это
полностью устраивало и устраивает до сих пор.
—
То есть сейчас в театре не играешь?
—
Для души играю вместе с ребятами из “Квартета И” и
группой “Несчастный случай” в спектакле “День выборов”. Там замечательные
ребята! Леша Кортнев, Валдис Пельш, Саша Цекало, — мне с ними уютно и комфортно. Спектакль мы даем
два-три раза в месяц, что не мешает рабочему графику. Да и вообще я в нем играю
не для того, чтобы деньги зарабатывать, а потому что приятно находиться на
сцене в компании приятных мне людей.
Ну
а так, если предложат где-нибудь большую и интересную роль, соглашусь, конечно.
Вообще какие-либо зароки грех давать. Есть замечательная фраза: “Хочешь
рассмешить Господа, расскажи ему о своих планах”. Уж лучше помечтать перед
сном...
—
Какую максимальную сумму доводилось держать в руках?
—
Не знаю... В чемоданах деньги точно не носил. Думаю, тысяч 30 долларов. У меня
к деньгам совершенно нормальное отношение. Пока не заработал столько, чтобы их
презирать.
—
Самый безрассудный поступок в твоей жизни?
—
Да я их чуть ли не каждый день совершаю! Обгон по встречной полосе как назвать?
Правильно, безрассудство!
—
Скорость, стало быть, любишь.
—
Очень. Я сейчас езжу на машине с объемом двигателя 2,3. А хочется, чтобы 4,5. С
завистью смотрю на людей, которые ездят на 745-м или 760-м “БМВ”, и думаю:
“Каково им там?”.
Возвращаясь
к безрассудству, могу рассказать случай со съемок “Личного номера”. Готовились
к эпизоду, где моего героя пытают в чеченском плену. Я лежу абсолютно голый в
камере. Сверху, на нарах, сидит боевик, упирается в меня ногой и курит. А потом
наклоняется и тушит о мое бедро “бычок”. Я говорю: “Слушайте, пусть он его
по-настоящему затушит”. Режиссер на меня внимательно посмотрел: “Ты что? Это же
больно будет!” Поговорили с нашими гримерами. Оказывается, можно подложить
обыкновенный листок с дерева и замазать тональным гримом. Поскольку лист
содержит в себе сок, то как бы предохраняет от ожога.
На том и порешили.
После
трех дублей я понял, что это был очень безрассудный поступок. Лежу на бетонном
полу, а мне словно иглу в ногу загоняют. У меня до сих пор на ноге три
аккуратные дырочки остались — “бычок” каждый раз тушили в разном месте.
—
Возвращаясь к началу нашей беседы. Ты играешь человека, который на протяжении
всей картины совершает подвиги. А в жизни Алексея Макарова подвиги имели место?
—
Смотря что ими называть. Заложников от террористов, во
всяком случае, не спасал.
—
Старушку через дорогу перевести, кошку снять с дерева.
—
Это не подвиги, а совершенно обычные вещи, как мне кажется. Старушку через
дорогу я не переводил, я ее однажды на руках отнес домой. Какие-то люди
привезли бабушку из больницы. Выгрузили из кареты на скамеечку и уехали. А она
сама по лестнице подняться не может. Я как раз шел мимо. Взял ее и отнес в
квартиру. Что тут от подвига? Так бы поступил любой нормальный человек.
—
Возможно, настоящие подвиги еще впереди.
—
Да упаси бог!