Два веселых дня в печали

Текст: Евгений Безбородов
Фото: Владимир Верховский

На съемочной площадке фильма "Умножающий печаль" мы провели целых два дня. Но так и не сумели разобраться в хитросплетениях сюжета. Поняли одно: есть три друга- Бойкий кот, Верный пес и Хитрый конь. Нет, нет, это не сериал из жизни домашних животных, просто у главных героев клички такие! Так вот, жили они, поживали, горя не знали, пока не почувствовали вкус больших денег. И началось! Предательства, разборки, драки и прочие составляющие криминального жанра. За два дня мы полностью вкусили его прелестей.  

День первый. Пьяный

Честно говоря, не подозревал, что в центре Москвы еще существуют такие заведения. Заляпанные столы, водка в разлив и крепкий запах прогорклого масла. Не хватает только агитационных плакатов на стенах. А так, полное ощущение, что перенесся лет на 10 назад, в какую-нибудь провинциальную чебуречную. 
Впрочем, именно такая атмосфера и нужна режиссеру фильма Олегу Фесенко. Главные герои фильма еще молоды и бедны. А расслабиться хочется. Кстати, по какому поводу? Вот актер Алексей Макаров уже загримированный, у него и спросим:

- Алексей, что отмечать будете?
- Ну, как, жизнь так прекрасна и удивительна. А мне еще и звание дали.
Какое, если не секрет?
- Забыл! Сейчас уточнять буду.
- А возраст-то хоть свой помните?
- Действие картины происходит в году в 92-ом. Следовательно, нам лет по 20. Деньги большие нас еще не порвали пополам. И мы с утра пьянствуем, сначала здесь, в чебуречной, потом в детском саду, в песочнице. С пивом, водкой…
- То есть, как полагается, на всю катушку?
- А как же! Видите, у меня уже настроение хорошее!

Вскоре, однако, настроение у Алексея портится. Уж больно долго тянется подготовка. Час, другой… Как выясняется - заминка из-за актера Анатолия Белого, которому никак не могут приклеить парик.
Все слоняются без дела. Кто-то дремлет, кто-то читает прессу, кто-то выкурил уже не одну пачку сигарет… Когда же начнут снимать? Надо пойти выяснить, чего там внутри чебуречной происходит: все ли готово.
Свет уже поставлен, оператор тоже на месте, осталось расставить реквизит. На столах появляются стаканы с пивом (настоящим!), газеты под рыбу. А вот саму рыбу привезти забыли! Хозяйка заведения тут же предлагает свои услуги: "У нас вобла сушеная в баре есть. Можете купить!". Женщина явно рассчитывает получить сегодня двойную выгоду. И киношников принять, и от посетителей не отказаться. От последних, естественно, отбоя нет: как же, кино снимается! Некоторые пытаются расположиться в зале, где будет проходить съемка. Особенно активно пробивается одна парочка: "Туда можно пройти?" - "Нет, мы снимаем". - "Мы тоже можем сняться…и выпить". (Гогочут) - "Не нужно".-"А стулья кидать будут?" - никак не угомонятся подвыпившие супруги. "Нет, все будет очень тихо", - отвечает режиссер.
Буквально через минуту начинается еще одна дискуссия. Мужчина, купивший чебуреки и пиво, несмотря на протесты, все-таки располагается в зале. Выгнать его удается только одним способом: "Если хотите, можете остаться, но тогда уж до конца, чтобы ваше лицо постоянно было в кадре". Ну до чего же сговорчивый и вежливый попался режиссер, другой бы уже давно потерял терпение!
К всеобщему облегчению, на площадке наконец-то появляется Белый. Не знаю, над чем там так долго возились, но то, что на голове у него парик, - очевидно! Может, на пленке это будет менее заметно?
Фесенко, впрочем, не обращает на это никакого внимания. И тут же начинает репетицию. Сцена предстоит сложная, с обилием текста, причем произнести его нужно без сучка, без задоринки, поскольку эпизод снимается одним планом.
Основная нагрузка на Белого. По сценарию, его герой - Серебровский- спит пьяный на подоконнике, потом просыпается, спотыкаясь, подходит к столу, где выпивают более крепкие герои Ордынцев и Кот (Макаров и Шакунов), и начинает знакомить их со своими идеями.
А они у будущего олигарха, естественно, связаны с тем, как заработать денег.
"Мы с вами, ребята должны нырнуть в щелку между реальной ценой доллара и рубля", - предлагает Белый пьяным голосом. "В щелку? Он сказал, нырнуть  в щелку? - изумляется Макаров. Шакунов смеется. Потом довольные выпивают: "Ну, за щелку!". Белый недоволен: "Дураки, я вам дело предлагаю!".
Режиссер в раздумьях: текст длинный, а действия никакого, и над интонацией надо работать.
Думает, и случайно бросает взгляд на плакат, который прикрепляют на стенку реквизиторы. На нем изображен советский рубль. Сразу оживляется, начинает объяснять Белому: "Ты просыпаешься, видишь плакат: "О, рубль!". И сразу мысль заработала: "Чуваки, я хочу вам про деньги сказать. Вы даже не представляете, какие бабки мы можем забацать!". Он пьяный, но им овладела идея, ему хочется их убедить. Попробуй так сыграть".
Белый пробует, но режиссер снова недоволен: "У тебя только голос пьяный, а глаза трезвые. Попробуй не смотреть на ребят. Сам с собой говори, как это обычно пьяные делают". 
Наконец, интонации найдены, в кадр зовут массовку. Режиссер в это время в десятый раз повторяет оператору: "Снимай, как будто это любительская камера. Не нужно грамотных, выверенных кадров. Будь в движении, следи за ними". Оператор так и делает, дубль за дублем, обливаясь потом, бегает вокруг актеров, чтобы пятиминутный диалог не выглядел слишком уж статично. Но Фесенко все равно кажется, что в кадре не хватает движения: "Слушай! А пусть у нас женщина по бару ходит, тряпочкой столы протирает". Хозяйка заведения, не спускающая со съемочной группы глаз, - как бы не сломали чего! - тут же кричит на кухню: "Нинка! Поди-ка сюда". Нина вовсю упирается: "Не хочу я", но, поглядев на посуровевшую хозяйку - а вдруг выгонит!-  соглашается: "Только скажите, чего делать-то". А потом и вовсе входит во вкус, снует между столов, шутит с клиентами. Хозяйка, между тем, озабоченно смотрит на часы, жалуется: "Обещали, что до 6 будут снимать, а уже к 7 подходит!".
Режиссер и сам торопится, нужно успеть в детский сад, для съемок следующей сцены. Еще один дубль, и окончательно захмелевшего Белого наконец-то выносят из заведения. "Мы иногда так наших клиентов выносим!" - отмечает явно обрадованная хозяйка. "Значит, не врем? Все по правде делаем?" - откликается не менее обрадованный режиссер. А я уже бегу за Белым. Что он все-таки своим друзьям пытался втолковать?

- Анатолий, мы далеко стояли, текст не было слышно. Но я так понял, что вы ребятам какое-то дело предлагаете?
- Правильно поняли. На дворе - 90-ые, самое время брать инициативу в руки. И мне в голову приходит светлая мысль: съездить в Таиланд, купить компьютеров и сделать на этом деньги.
- Это будет ваш первый бизнес?
- Да.
- И этот бизнес, если не ошибаюсь, сделает вашего героя олигархом и… главным негодяем.
- Я бы не стал на него такое клеймо ставить. В том, что их дружба распадется, виноваты все.
- Но он, как я понял из сценария, в большей степени. Жену вот уведет у Кота, в тюрьму его отправит.
- Это жизнь. Такое у всех случается.
- Легко играть олигарха?
- Сложно! Я же не знаю этих людей. Это мои фантазии на тему.

Умножающий печальНа вторую за сегодняшний день съемочную площадку группа приезжает уже часов в 8. А ведь никто еще не обедал! Однако осветители тут же начинают работу. Несколько приборов - по сторонам, а один - на крышу беседки, чтобы светил прямо на детскую горку. На ней-то и расположатся актеры. Они, кстати, не заставляют себя ждать. Макаров весело возмущается: "Из всей детской площадки они выбрали именно это странное место!". И действительно: места на горке едва хватит на двоих, не то что на троих. К тому же непонятно, как это пьяный в доску герой Белого сможет на нее забраться. Макаров иронически комментирует: "Ты как-то удивительно быстро протрезвел!". Белый парирует: "Просто у нас такой серьезный разговор, что я от него трезвею моментально".
Судя по всему, снова будут говорить о деньгах. Так и есть! Пока режиссер объясняет задачу Белому, Макаров с Шакуновым вовсю поедают яблоки, предназначенные для съемок. Когда не остается ни одного, Макаров комментирует: "Ну вот, съемки еще не начались, а реквизит уже сожран". Кто-то из группы в срочном порядке моет еще одну порцию яблок.
Другая инициативная девушка приносит из помещения детские стульчики, мячи. Чтобы, так сказать, обозначить место. Режиссер, естественно, отказывается от "гениальной идеи", но делает это тактично, мягко. Хороший все-таки человек Фесенко. Ни на кого не кричит, не ругается. Хотя иногда не мешало бы! Осветители, предоставленные сами себе, так долго возились со светом, что окончательно стемнело. Время - к полуночи. Не будем мы ждать, ребята, приедем к вам лучше в другой день. Не против?

День второй. С драками

На этот раз все происходит в уютном зеленом дворике, со всех сторон оцепленном милицией: чтобы машины не ездили и зеваки не мешали. Впрочем, никто на актеров поглазеть не рвется. Даже из окон - и то не выглядывают. Да, москвичей уже ничем не удивишь!
Мы, хоть и долго искали дворик, сильно не опоздали. Съемки, судя по всему, еще не начались. Все ждут солнышка. Оно, как назло, не спешит выглядывать из-за туч.  
"А что за сцена?" - спрашиваю у режиссера. Оказывается, проход Лоры - любимой женщины Кота- по двору. Играет ее Наталья Рогожкина. Самое забавное, что момент, когда солнце все-таки вышло, использовать его не удалось: была не готова камера. Фесенко негодует: "Вы все время ждете команды.
Умножающий печальВзяли бы рулетку, проверили фокус и сами сняли!".
Все снова начинают ждать (и через полчаса снимают-таки сцену!). А я от нечего делать, перебираюсь в другой угол, где репетируют каскадеры. (Сегодня много драк будет сниматься).
"Хочется, чтобы ударов было немного,- командует главный,- Если удары частые, значит, они слабые. А нужно один раз, но от всей души!". Во время короткого перерыва подхожу, знакомлюсь. Главного зовут Дмитрий Тарасенко. Рассказывает, что предстоит сцена освобождения Кота из рук бандитов. Изображать их будут… каскадеры. Сцена массовая, тяжелая, тренировки уже второй день идут.
Чуть позже к ним присоединяется режиссер. Одному из каскадеров предлагает движение: сначала ударить снизу, а потом сверху кулаком - добить. Дмитрий одобряет. Следует еще несколько дельных предложений от Фесенко. Видно, что он в теме.
За процессом наблюдают вышедшие из гримерной Макаров и Шакунов. На роскошном джипе (реквизит!) подъезжает Даша Мороз. Начинается репетиция с участием актеров.
Кота и Лору - уж не знаю, за какие грешки - бандиты выводят из подъезда. У Шакунова - все лицо в ссадинах, кровоподтеках (гримеры постарались!), у Рогожкиной - заклеен скотчем рот. В этот момент к дому подъезжает машина, из нее выходит Макаров с букетом цветом и заплетающимся голосом (опять!!!) орет: "Пацаны, где этот долбаный (в нескольких дублях - более крепкий вариант) 17-ый дом?". Пацаны притормаживают, чтобы поучить парня вежливости, а дальше… надо думать! "Бросаешь цветы,- ставит задачу Фесенко- Подбегаешь и головой бьешь бандита в лицо!" Потом режиссер поворачивается к Шакунову и его "телохранителям": "Ты, Кот, делаешь то же самое! А ты (одному из каскадеров), когда он тебя ударит, схватись за нос. Мы тебе губку дадим специальную, и у тебя как будто кровь пойдет!".
Процесс постановки драки - дело тяжелое. На то, чтобы придумать движения для Кота, уходит полчаса, не меньше. И еще столько же, чтобы отработать их. Макаров деланно возмущается: "А я-то чего бамбук курю! Он один со связанными руками дерется, а я смотрю? У меня же пушка (достает настоящий пистолет). Может, пальнуть по ним сразу, и дело с концом!". "Подожди, до тебя еще доберемся",- отмахивается Фесенко. Макаров делает вид, что возмущен: "Можно, я в него пистолетом кину?". Ему явно хочется работать.
Вскоре такая возможность предоставляется. Отрепетировав движения каждого, Фесенко дает команду на общую репетицию. Однако, вместо слаженного боя получается кавардак.
Еще несколько прогонов и эпизод приобретает более-менее совершенный вид. Дерутся уже слаженно, причем актеры не хуже каскадеров, последние то и дело отлетают на недавно высаженные в палисаднике деревца. Потом, во время перерыва, каскадеры обламывают сучки у большого дерева, чтобы случайно на них не напороться. Макаров в это время просит одного из нападающих надеть под брюки "ракушки". Каскадер не соглашается. "Заставьте его. Я же, когда в азарт вхожу, ничего не вижу. Отобью кое-что ненароком!", - настаивает актер. "Это "кое-что" у него железное!",- смеется Тарасенко. Но все-таки отправляет строптивца за ватными "ракушками".
Наконец последний - перед съемками - прогон эпизода. Самая легкая задача у девушек: Наташи Рогожкиной и Даши Мороз. Первая испуганно отбегает в сторону, а вторая - выскакивает из машины, на которой привозит Ордынцева (Макарова), и на всякий случай держит бандитов на пушке. Причем уверенно, со знанием дела. Перед началом съемок подхожу к Даше:

- Судя по всему, умеете пользоваться пистолетом?
- Да, я в этом фильме уже стреляла. И сегодня тоже буду… пиф-паф кричать. (Смеется).
- А я уж думал, по настоящему! Судя по всему, вы девушка смелая.
- Да, у моей Лены - характер озорной, бойкий. Очень интересная девушка. Ездит на огромных джипах своего папы, живет в роскошных квартирах, но при этом у нее куча проблем, потому что ее держат в качестве компромата. Потом Ордынцев выясняет, что компромат липовый, и у них случается настоящая любовь.
- Даже так!
- Да, Хотя для Лены он вовсе не пара. Спокойный, уравновешенный, а она - девчонка взбалмошная. Но под его влиянием она преображается. И за это очень мне нравится. Мне интересно ее играть.

Пока идут съемки, пытаюсь свести все воедино все увиденное и услышанное за эти два дня. Если интуиция меня не подводит, дела обстоят так: с тех веселых посиделок в детском саду минуло лет этак 20. Герой Белого стал-таки олигархом, увел-таки жену (которую, к слову, играет Евгения Крюкова) у Кота (Шакунова), а самого его всячески третирует. Бандитов вот насылает. Герой же Макарова, судя по всему, Коту помогает. У каждого при этом есть подруги, которые тоже как-то участвуют в событиях. А дальше - вопросы без ответа. Но ведь так интереснее, правда? Есть повод посмотреть сериал. Впрочем, один вопрос все-таки есть: ради чего он снимается? Не затем же, чтобы публику повеселить! Придется дожидаться режиссера.

- Олег, чем вас заинтересовала эта история?
- Каждому режиссеру интересно снять фильм, связанный с его поколением. Роман Георгия Вайнера, легший в основу этого фильма, рассказывает о МОЕМ поколении. Первое образование я получил не во ВГИКе, а в Институте физической культуры. И ребята, с которыми я учился, прошли через все, что описал Вайнер. Кто-то из них стал бизнесменом, кто-то- бандитом, кого-то уже нет в живых... То есть, мечтали мы об одном, верили в светлое будущее, а когда поменялось время, стали добиваться совсем других целей. За что многие и поплатились. Этот излом, эта смена ценностей - и есть главная тема фильма.
- Тогда еще один вопрос. Вернутся ли ваши герои к вечным ценностям, таким, например, как дружба?
- Честно? Не знаю. 
 
Видимо, это останется за кадром. Что Фесенко, как режиссеру, только в плюс. Может, приехать к нему на съемочную площадку еще раз? 

С сайта http://www.nashe-kino.ru/ 

Наше Кино – Журнал о российском кинематографе /№5, июль-август 2004/

 

Назад на главную



Сайт создан в системе uCoz